История гимназии

В "Циркулярах по Санкт-Петербургскому учебному округу за 1895 год" опубликовано высочайшее повеление Николая II, в котором говорится об учреждении с 1 июля 1896 года Третьего реального училища. Открывается училище 18 сентября 1896 года в составе первых двух классов во флигеле по адресу 7-я Рождественская улица д.1. 19 октября 1897 года было торжественно освящено новое здание, построенное по проекту академика архитектуры А.Ф.Красовского по Греческому проспекту д.21. А.Ф.Красовский –известный зодчий, из других его построек в нашем городе больше всего известны дворец бракосочетания на Английской набережной и здание Бестужевских курсов на Среднем проспекте ВО. Здание училища отличалось очень удачной функциональной планировкой и в дальнейшем послужило образцом для строений такого типа .Во флигеле, где сейчас занимаются начальные классы, первоначально находились квартиры директора, инспекторов и прочих служащих гимназии.

В Третьем РУ  делался упор на углубленное изучение предметов естественно – математического цикла, а также рисования и черчения. Бурное развитие реальных училищ было связано с промышленной революцией, проходившей в конце 19 века в Российской империи. Появлялись автомобили, самолеты, прогрессировала химическая промышленность. Открывались технические ВУЗы и для них требовались ученики, хорошо подготовленные по предметам, дававшим «реальные» знания, как тогда говорили.

Первым директором  стал Егор Христианович Рихтер, действительный статский советник,  кавалер ордена Святой Анны первой степени, а главное - очень опытный педагог, преподаватель математики, автор учебника по элементарной геометрии. Многое в истории нашей школы связано с именем Егора Христиановича. Именно благодаря его немецкой аккуратности, педантичности и даже дотошности в надзирании за ведением работ, было построено это великолепное здание. Более того, Егор Христианович  собрал великолепный педагогический коллектив. В реальном училище преподавали  мужчины с университетским образованием. Педагоги-женщины вели только иностранные языки.Среди знаменитых педагогов 3 реального училища – Николай Апполинарьевич Брянский, Василий Афанасьевич Келтуяла, Александр Иванович Боргман и многие другие. Об их биографиях, научных и педагогических достижениях можно подробнее узнать в музее школы. Также в экспозицию включены их книги и фотографии.

В РУ было две великолепных библиотеки: фундаментальная и ученическая. В  1911 году  училище выписывало 33 наименования журналов на иностранных языках.

Обучение  было платным. Плата колебалась от 60 до 80 рублей. Но директор своей властью мог освободить детей из малоимущих семей, а также детей педагогов и технических служащих, работающих в школе. Кроме того, в школе было создано Общество вспоможения малоимущим ученикам. Его цель - оказание помощи ученикам в оплате взноса за обучение, жилье и в оплате формы. Третье Реальное Училище прекратило свое существование в 1918 году, когда был принят Декрет об учреждении Советской единой трудовой школы.

С октября 1919 года наша школа называется 36 советская единая трудовая школа 1ой и 2ой ступени. Т.е. здесь были и начальная, и средняя школы. В это время все школы работают по единому плану и становятся смешанными. Из гимназии княгини Оболенской, находившейся в Басковом переулке, приходят первые девочки, а часть наших мальчиков переходят в эту бывшую гимназию.

Школа в то время становится спасительным якорем для многих семей, потому что идет Гражданская война, отцы многих детей мобилизованы кто в Красную, кто в Белую армию. В Петрограде был голод, и школа всеми правдами и неправдами пыталась накормить детей ,боролась буквально за каждый фунт сахара, коробку спичек, одежду для учеников.  

Среди знаменитых педагогов того времени особое место занимает Сергей Платонович Каблуков. Это один из знаменитейших преподавателей математики. Он был высоко образованным человеком, знатоком русской поэзии, секретарем русского религиозно-философского общества, крупным критиком по разделу духовной музыки.Сергей Платонович был необыкновенным ценителем русской поэзии и дружил со многими поэтами. В частности, он был наставником О.Э.Мандельштама, который посвятил ему два стихотворения. Вот одно из них:

Я помню берег вековой
И скал глубокие морщины,
Где, покрывая шум морской,
Ваш раздавался голос львиный.
 
И Ваши бледные черты
И, в острых взорах византийца,
Огонь духовной красоты --
Запомнятся и будут сниться.
 
Вы чувствовали тайны нить,
Вы чуяли рожденье слова...
Лишь тот умеет похвалить,
Чье осуждение сурово.

 

В 1922 году наша школа называется 102 единой трудовой школой 1 и 2 ступени Володарского района. Директором был Григорий Николаевич Любимов. Он был необычайно порядочным человеком, который не только сумел сохранить лучшие педагогические кадры Третьего РУ, но и наладил учебный процесс в нелегких условиях. Как вспоминает выпускница 1925 года, Ирина Измайловна Лихницкая: «Вшколе не только прекрасно учили, но и уделяли большое внимание досугу детей». Здесь работало множество кружков. В то время школа была с художественно-промышленным уклоном, как и в Третьем РУ углубленно изучались рисование и черчение.

В те времена в нашей стране была сложная политическая обстановка, многие прежние традиции подвергались критике. Не избежала этого и наша школа.. После критики в прессе директор в 1930 году был арестован и о его судьбе ничего не известно.

Директором   стала Наталья Сергеевна Панова. К тому времени она уже была опытным педагогом, в  1919 году занималась вопросами эвакуации детей из Петрограда и ее опыт после пригодился в начале войны. Наталья Сергеевна не уволила никого из старых педагогов и сама преподавала историю. В 1941 году она уехала вместе с детьми в эвакуацию,а в 1944 вернулась в Ленинград.

Годы блокады – самое страшное, но в то же время и героическое время в истории нашего города и школы. Средняя школа № 155 – одна из 39ти не закрывавшихся во время блокады. Директором был назначен Стадницкий Иван Алексеевич, преподаватель математики, в прошлом военный. Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбёжке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в классах, другой – на случай артобстрела или бомбёжки     и занятия в бомбоубежище. Обучение проводилось по сокращенному учебному плану, в который были включены только основные предметы.Несмотря на голод и холод,от которого леденели руки, дети успешно осваивали программу, сдавали выпускные экзамены. Аттестаты выпускникам вручили в 157-й школе, около Смольного, после чего в самой 155-й школе были накрыты столы, и впервые после тяжелейшей голодной зимы на столах появились «пирожные», бутерброды, конфеты и настоящий сладкий горячий чай. Помимо выпускного, праздновался и Новый год, ребята посещали с концертами творческой самодеятельности бойцов в госпиталях. Школьники трудились наряду со взрослыми – тушили снаряды на крышах домов, рыли траншеи, ухаживали за беженцами в размещенном на третьем этаже школы эвакуационном пункте. С наступлением лета старшеклассники ездили на уборку урожая в совхозы Лен.области . Двадцать семь представителей нашей школы, удостоились медали «За оборону Ленинграда». Общее же количество учеников и педагогов школы, погибших на фронте и от голода – двадцать восемь человек, среди которых Герой Советского Союза Иван Николаевич Куликов.

Начиная с 1965 года, в школе стал преподаваться французский язык. Его начинали учить уже со второго класса. Наряду с этим изучалась история Франции, французская литература и кинематограф. В школу принимались дети, обнаружившие способность к языкам.

В 1996 году был подписан договор о побратимстве с французской школой Рош.

Гимназия регулярно участвует в программах обмена, повышает уровень преподавания французского языка и других предметов. Многие выпускники школы связывают свою профессиональную деятельность с французским языком.

© 2013 Гимназия №155
Центрального района Санкт-Петербурга