Александр Сергеевич Никольский

nikolckiАлександр Сергеевич Никольский(1884—1953) — советский архитектор, теоретик, идеолог и лидер ленинградского конструктивизмаВ 1923 г. организовал в Институте гражданских инженеров творческую мастерскую, сыгравшую значительную роль в развитии и утверждении новых методов архитектурного образования. Развивал функциональный метод проектирования, целью которого было достижение целесообразной организации протекающих в здании процессов, рациональное построение его внутреннего пространства и конструктивной системы. Однако Никольский никогда не разделял позиций ортодоксального конструктивизма. Он активно исследовал закономерности зрительного восприятия архитектурной формы, особенности ее психофизического воздействия на человека, взаимодействия с конструкцией, материалом и цветом. Его эксперименты были созвучны исканиям К.С. Малевича, работавшего в то же время в ленинградском Институте Художественной Культуры (ГИНХУК) над созданием моделей супрематической архитектуры — «архитектонов». Открытия Малевича много значили для творческой эволюции Никольского, которого нередко называют «супрематическим конструктивистом». Тем не менее он был членом Общества Современной Архитектуры (ОСА), руководил ленинградской группой ОСА (1926—1932) и входил в состав редакционной коллегии журнала «Современная архитектура».

Александр Сергеевич Никольский родился 1 апреля 1884 года в Саратове , в семье земского врача. В 1896-м, в год вступления на престол Николая II, Александра Никольского отправляют учиться в Петербург. В двенадцать лет он определен в 3-е реальное училище города. Уже там начинаются занятия по рисунку и другим художественным дисциплинам. Окончив училище в 1902 году, юноша поступает на архитектурное отделение Института Гражданских инженеров на архитектурное отделение. За дипломную работу — проекты здания библиотеки и церкви (1912) — он был удостоен золотой медали, дававшей право на заграничную командировку. В 1913 году Никольский был в Северной Италии, где изучал памятники византийского зодчества. Результатом командировки явились два труда: «Стилистическая форма и композиция равеннских мозаик» и «Монументальная живопись в архитектуре», а также уникальное собрание выполненных молодым зодчим рисунков и обмеров с натуры архитектурных памятников Равенны, Милана и других городов. Главную часть собрания составили документально точные копии мозаик древних храмов Равенны, исполненных А. С. Никольским в натуральную величину, с точным воспроизведением их цветовой гаммы (хранятся в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной).

По возвращении из Италии Никольский работает в качестве помощника профессора архитектуры В. А. Косякова. Принимает участие в проектировании и строительстве Морского собора в Кронштадте, церкви в Лебяжьем, собора в Выборге, театра в Ревеле (Таллине) и жилых домов.

После Великой Октябрьской социалистической революции Никольский включается в работу по восстановлению и реконструкции железнодорожного транспорта, его промышленных и гражданских сооружений. В 1918 году он проектирует Дом культуры для рабочих в поселке под Москвой, в 1921 году участвует в конкурсе на проект здания волостного исполкома.

В 20-х годах А. С. Никольский поступает в Архитектурную мастерскую показательного строительства Комитета государственных сооружений (Комгосоор).

Двадцатые годы — период напряженных творческих поисков зодчего, стимулируемых пафосом революционных преобразований. Никольский пытается осознать теоретические основы архитектуры, выработать новый метод работы: его волнуют проблемы архитектурной формы, ритма, функциональной организации и художественного образа зданий нового типа.

В 1923 году А. С. Никольский создает творческую группу молодежи — первую в Ленинграде архитектурную мастерскую. Здесь разрабатывается ряд экспериментальных проектов: залов общественных собраний на 500 и 1000 мест (1926), кинотеатра и столовой, одноэтажной школы (1928), библиотеки имени В. И. Ленина в Москве (1929) и др.

В 1925 году Никольский приглашается в качестве архитектора в стройкой Леноткомхоза. Он принимает активное участие в социалистической реконструкции рабочих окраин Ленинграда. По его проектам 1925—1930 годов осуществляется застройка Тракторной улицы за бывшей Нарвской Заставой (в соавторстве с А. И. Гегелло и Г. А. Симоновым), строятся школы на 1000 и 1500 учащихся, бани (в Лесном и в Московско-Нарвском районе), стадионы — «Красный спортинтерн» на Кондратьевском пр. (совместно с Л. М. Хидекелем) и «Красный путиловец» (совместно с К. И. Кашиным), а также клуб рабочих судостроительной верфи. В Тихвине по проекту Никольского построены здания Лесного техникума и студенческих общежитий.

В эти же годы Никольский принимает участие в ряде конкурсов на проектирование промышленных и общественных зданий: хлебозавода в Ленинграде (1926), Главного телеграфа в Москве (1927),здания «Центросоюза» в Москве (1928),жил-комбината на проспекте Газа в Ленинграде (1927), Театра имени МОСПС в Москве (1929), Дворца Советов в Москве (1931), стадиона и Дворца спорта для спортивного общества «Динамо» (1930), проекта расширения Публичной библиотеки в Ленинграде (1928). Никольский разрабатывает ряд заказных проектов: зданий Высшего кооперативного института и студенческих общежитий в Москве, ряда зданий телефонных автоматических станций в Ленинграде.

Являясь сторонником идеи конструктивизма, Никольский входит в 1926—1928 годы в группу ОСА.

В 30-х годах наблюдается спад архитектурной активности зодчего, болезненно переживавшего изменение творческой направленности советской архитектуры. Резко отрицательное отношение к принципам конструктивизма, безоговорочно осужденным в те годы, с одной стороны, и нетерпимость Никольского к ретроспективизму — с другой, долгие годы не позволяли ему принять активное участие в застройке Ленинграда. Всю свою энергию Никольский сосредоточил на создании проекта крупнейшего в те годы в стране стадиона на Крестовском острове (ныне — стадион имени С. М. Кирова на 100 тыс. зрителей, в соавторстве с К. И. Кашиным и Н. Н. Степановым, 1932—1950) и проекта физкультурного паркового комплекса, входившего в состав Центрального парка культуры и отдыха.nikolckiStadion

Первая очередь строительства стадиона, вошедшая в строй в 1950 году, отмечена Государственной премией первой степени. К сожалению, это оригинальное сооружение — стадион-холм, органично слившийся с пейзажем парка, — осталось незавершенным. Отсутствие запроектированных башни и венчающей галереи обеднило силуэт не только самого стадиона, но и значительной части «морского фасада» Ленинграда.

В первые месяцы Великой Отечественной войны А. С. Никольский работал над альбомом «Ленинград в дни блокады» и исполнил ряд эскизных проектов: памятников, посвященных обороне города, триумфальных арок для будущей встречи частей победоносной Красной Армии, проект оформления Нарвской площади (1-я премия).

Находясь в 1942—1944 годы в эвакуации в Ярославле, Никольский разрабатывал проекты физкульткомбината для Новопетровска, саманных жилых домов для села, памятника «Отечественная война» и стадиона на 15 000 мест для Ярославля.

По возвращении из эвакуации А. С. Никольский продолжил работу над стадионом имени С. М. Кирова. Кроме того, в послевоенные годы им были созданы проекты планировки Приморского парка Победы на Крестовском острове, стадиона имени Ленина на 25 тыс. мест в Ленинграде, проект планировки колхозного поселка на 40 дворов на Пулковской горе, проект стадиона Кировского завода на 30 000 мест.

Большое значение в творческой биографии мастера имела его научно-педагогическая и общественная деятельность. В период 1927—1932 годов он возглавляет кафедру архитектурного проектирования Института гражданских инженеров. Вместе с другими преподавателями, ищущими новых путей в архитектуре, А. С. Никольский разрабатывает темы учебных заданий, вызванные новыми потребностями жизни (например, «Памятник революции в Ленинграде» — дипломное задание в 1924 году). В 1933 году Никольский становится профессором архитектурного факультета Всероссийской Академии художеств, а в 1939 году утверждается в ученой степени доктора архитектуры. В том же году А. С. Никольский избирается в действительные члены Академии архитектуры СССР.

Деятельность зодчего получает признание за рубежом — в 1936 году Королевский институт британских архитекторов избирает его почетным членом-корреспондентом.

nikolckaySholl

Литература:

Дмитрий Козлов «Остров имени Никольского» - http://archi.ru/files/files_uploaded/1199.pdf

Блокадный дневник академика Никольского

- http://arch-museum.livejournal.com/115819.html

© 2013 Гимназия №155
Центрального района Санкт-Петербурга